Талгат Баталов: «Мы уже давно живем в мультижанровом мире» | Нюансы - женский онлайн журнал

Талгат Баталов: «Мы уже давно живем в мультижанровом мире»

Проект IQOS «Настоящие истории» движется полным ходом, и уже скоро мы узнаем имена победителей проекта. А сегодня мы поговорили с еще одним членом жюри, режиссером Талгатом Баталовым, который считает кинематограф чудом

ELLE: Почему ты решил принять участие в проекте «Настоящие истории»?

Талгат Баталов: Помимо потрясающего состава жюри, куда лестно войти в любом случае, у меня возник еще личный интерес. Я постоянно читаю профессиональные тексты — пьесы и сценарии. И мне было очень любопытно почитать, что напишут обычные люди. Это всегда увлекательно! Во-первых, это обзор того, что у людей в головах, что их сегодня волнует. И, во-вторых, было интересно, вдруг появятся крутые истории из реальной жизни.

Что для тебя будет условием хорошей истории?

Когда я учился на сценарном факультете, мой мастер всегда говорил: «Если ты придумал смешную историю, вспомни похожий анекдот. Если анекдот лучше, то переписывай». Это касается забавных историй, а вообще должна быть какая-то изюминка, что-то поразительное, парадоксальное. Иногда даже классическая структура — завязка, кульминация, развязка — может быть нарушена. Открытый финал, например… Для меня главное — герои. Я иду за героем, за эмоциями, которые транслируются через него. Мы все время находимся в поиске нового героя.

Талгат Баталов: «Мы уже давно живем в мультижанровом мире»

Искусство вдохновляется жизнью или жизнь искусством?

Мне интереснее первый вариант. Художник творит, глядя в окно. Это в природе человека — переплавлять жизнь в искусство. Например, я часто думаю про наскальные рисунки. Представь, люди только появились, еще даже не стали толком людьми, но они уже пытались фиксировать то, что с ними происходит. Я видел эти рисунки — это фантастическое зрелище. И поражает мысль: это смогло остаться, а ведь если у них была какая-то, допустим, музыкальная культура, песни, они до нас не дошли. Вот бы услышать!

Представляешь, я тут читал новость, ученые выдвинули предположение, что эти рисунки могли создаваться женщинами, пока мужчины были на охоте. Это никогда никому не приходило в голову!

Вполне возможно! Мужчины приходили с охоты уставшие, им было не до рисования. Но это не так уж важно, поразителен сам факт. Более того, это ведь даже по нынешним временам крутая графика, очень здорово нарисовано. Я, например, так не смог бы. Удивительно, насколько человек уже тогда образно мыслил.

Какой жанр тебе ближе, реализм или художественный вымысел?

Мне ближе реализм. Я вышел из документального театра. Но мне нравится, когда с жанром происходит что-то неожиданное. Ведь мы уже давно живем в мультижанровом мире. И самый прогрессивный жанр называется драмеди, когда начинается все комедийно, а потом выворачивается в драму. Я сейчас завис на корейском кино, за последнее время у них произошел большой рывок в кинематографе. Они обычно снимают длинные истории по три часа, и начинается все как дурацкий анекдот, а потом вдруг происходят неожиданные повороты и размышления о судьбе страны… Всегда интересно обманывать ожидания зрителя. А вообще жизнь иногда такое предлагает, что не сочинишь!

Талгат Баталов: «Мы уже давно живем в мультижанровом мире»

А в твоей жизни были такие случаи?

Расскажу историю, которая произошла много лет назад. Я жил на окраине Ташкента в довольно мрачном районе. Я не очень любил гулять на улице, сидел обычно дома и читал. Родителей это очень сильно беспокоило, сын не бывает на воздухе, сидит все время с книжкой, вырастет асоциальным и вдруг еще займется искусством. И вот они всяческими хитростями пытались меня на улицу отправить, то денег дадут что-то сходить купить, то еще что-нибудь такое придумают, но результат был краткосрочный. И вот однажды папа пришел с работы и говорит: «Иди вот на автобусную остановку, там компания ребят хорошая и сидит парень с гитарой и совершенно гениально поет, не как обычно во дворе поют, а действительно круто». Я пытался всячески отвертеться, но папа мой родился в горах, и спорить с ним нежелательно. Я пошел. Долго ходил кругами, давно же с людьми не общался, глядел на компанию из кустов, подслушивал издалека, все никак не решался. Играл парень на гитаре действительно хорошо. Музыка и любопытство победили. Решился. Подошел. Познакомился. Это было восемнадцать лет назад. С тех пор мы лучшие друзья. Он еще и композитор всех наших спектаклей, мы сделали с ним десятки разных проектов. Так что иногда надо родителей слушать.

Талгат Баталов: «Мы уже давно живем в мультижанровом мире»

Что должен почувствовать автор, когда увидит свою историю на экране?

Это как раз тот самый чудесный эффект нашей профессии. Я, наверное, и занимаюсь режиссурой только из-за этого. Ты нашел материал, пьесу или сценарий, прошел период подготовки, и вот настает этот самый момент премьеры или первого прогона, который каждый раз воспринимается не иначе как чудо! Этого не было в мире, только в твоей голове, и вдруг оно есть! И это то самое чудесное ощущение, восторг, который должен почувствовать автор истории. Для многих оно может стать импульсом, чтобы начать этим заниматься.

Если бы из твоей жизни делали кино, что это был бы за фильм?

Это был бы фильм про ищущего героя. Артхаус с элементами комедии. История поиска себя и своего предназначения.

18+.