Чем отличаются органические косметические компоненты от натуральных, природных или экологичных? И почему многие марки лукавят, подменяя одно понятие другим? Рассказываем на примере опыта компании Clarins
11 октября 2021
Мировая озабоченность состоянием окружающей среды не могла не коснуться индустрии красоты. Марки наперегонки стали выпускать средства и даже целые линии, на упаковках которых большими буквами написано «eco», «bio» и «natural». Казалось бы, с такими прогрессирующими «зелеными» тенденциями опасаться за будущее планеты и состояние своей кожи нам уже не стоит. В действительности не все так просто и честно. Порой такие подписи ничего сверхъестественного не означают — ведь к натуральным компонентам относится и вода, которая порой составляет 95% продукта.
Например, в тониках или сыворотках, на которых из-за этого многие производители так и пишут: «на 95% натуральный состав», умалчивая о формулах остальных 5% составляющих. Однако даже в том случае, когда кроме воды средство содержит только природные ингредиенты, это не означает, что они исключительно растительного происхождения. А если это и так, то гарантий их экологической чистоты вы не получите. И кожа вместе с витаминами, минералами и другими полезными веществами может получить пестициды, соли тяжелых металлов и массу других вредных веществ. Так что подводных камней в натуральной косметике множество.
Другое дело, если речь идет об органических ингредиентах: тут к фермам, на которых выращиваются такие растения, предъявляются строжайшие требования. Вот лишь часть из длинного списка правил органического сертификата:
— полный отказ от синтетических химикатов — удобрений, пестицидов. Все используемые вещества должны быть природного происхождения;
— отсутствие ГМО — генетически модифицированных организмов;
— раздельное выращивание органических и неорганических культур;
— подробное письменное описание всех этапов производства и продажи;
— регулярные проверки полей, где растут органические культуры.
Кроме того, для превращения обычного хозяйства в органическое необходим переходный период, чтобы почва полностью очистилась и восстановилась. В зависимости от типа производства он занимает в среднем три года. И все это время требования, предъявляемые к органическому сельскому хозяйству, уже должны соблюдаться, при этом продукция еще не может быть помечена соответствующим знаком. Иными словами, решившиеся перейти на органическое производство фермеры должны туже затянуть пояса и перетерпеть этот период непризнания.
Неудивительно, что число таких хозяйств невелико. В Европе лишь 7,5% из них следуют принципам органического земледелия. Во Франции цифра чуть выше — 8,5%, а в США, напротив, составляет менее 1%.
Но, несмотря на все сложности, связанные с выращиванием экологически чистых растений, спрос на них растет. Причем марки не только закупают такую продукцию у проверенных поставщиков, но и сами организуют органические хозяйства, где культивируют нужные им растения. Причину этого емко и точно объяснил президент компании Clarins Кристиан Куртен-Кларанс:
«Качество средств — это в первую очередь качество сырья».
Именно поэтому в Clarins всегда отдавали предпочтение органическим ингредиентам. А в 2019 году начали масштабную программу оптимизации выращивания растений, переводя фермы на органическое сельское хозяйство либо меняя поставщиков.
Так, например, ключевым ингредиентом линии для молодой кожи My Clarins является органическая кокосовая вода, насыщающая клетки кожи витаминами, аминокислотами и олигоэлементами. Кокосы для нее закупаются на бразильской органической ферме Lagoa Funda, где 11 000 пальм выращиваются с уважением к природе и без использования пестицидов, а почвы орошают пресной водой из естественной лагуны и защищают от жары с помощью высушенных перемолотых пальмовых листьев.
Есть у Clarins и собственная биоферма Domaine Clarins в Альпах, основанная в 2016 году. На ней под строгим контролем и с соблюдением всех правил выращиваются растения для самых разных средств. В будущем же, к 2025 году, компания планирует вдвое увеличить количество органических ингредиентов собственного производства.
Такая продуманная активность не может не вдохновлять. Очень хочется верить, что она заставит задуматься и изменить политику тех, кто ограничивается лишь красивыми «экологичными» надписями на упаковках и ничем не подкрепленными «природными» обещаниями своих средств.