Главное, что необходимо знать о величайшем из живых классиков Голливуда
17 ноября 2021
Сегодня, 17 ноября, день рождения отмечает Мартин Скорсезе — один из самых уважаемых, влиятельных, титулованных и попросту лучших режиссеров Голливуда. Поздравляя живого классика с 79-летием, ELLE напоминает главное, что о нем нужно знать.
1. Мартин Скорсезе родился в Куинсе, но очень скоро его родители, потомственные сицилийцы, переехали в другой район Нью-Йорка — Маленькую Италию, ставшую одним из первых и главных источников вдохновения будущего режиссера. Другими были его строгое католическое воспитание (юный Скорсезе всерьез собирался пойти в священники ) и собственно кино — с детства больного астмой и оттого обделенного многими из простых мальчишеских радостей Марти постоянно водили в кинотеатры.
2. Свой первый полнометражный фильм «Кто стучится в дверь ко мне?» Скорсезе написал и снял, когда ему не было и 25 лет. Сразу сформулировав некоторые из важнейших для него тем, молодой режиссер с ходу нашел и нескольких верных соратников — смонтировавшую почти все его картины (и получившую за это три «Оскара») Тельму Шунмейкер, еще одного новичка, актера Харви Кайтела, и кинокритика Роджера Иберта, первым объявившего дебют Скорсезе «великим моментом в истории американского кино».
3. Все остальные к этому выводу пришли чуть позже — если не после «Берты по прозвищу Товарный вагон» (это ее продюсер Роджер Корман посоветовал Марти не размениваться по мелочам и снимать только фильмы, интересные ему самому), то уж точно благодаря «Злым улицам». Первая каноническая работа режиссера подарила Голливуду Скорсезе, каким мы его знаем: с кровью, кулаками и католическими комплексами, с лихим монтажом и рок-н-ролльным саундтреком.
4. А еще именно «Злые улицы» стали первым опытом сотрудничества Скорсезе и Роберта Де Ниро , сыгравшего у него, начиная с гениального «Таксиста», еще семь раз и тем самым заработавшего место в истории кинематографа и себе, и другу. Символично, что лучшая из этих ролей — в «Бешеном быке» — фактически спасла карьеру режиссера, пребывавшего в то время в глубокой депрессии и на дне кокаиновой аддикции (а также женатого на Изабелле Росселлини, третьей из пяти супруг Скорсезе).
5. Одним из самых недооцененных эпизодов биографии режиссера является его короткий, но впечатляющий заплыв на территорию черной комедии , вышедшие в середине 1980-х фильмы «Король комедии» и «После работы». Триумфально начавшаяся для Скорсезе декада проходила с переменным успехом: «Цвет денег», хотя и принес «Оскар» Полу Ньюману, был уныл, а «Последнее искушение Христа» рождалось в муках и долго отбивалось от критиков из церковных кругов.
6. Статус классика Скорсезе зацементировал, вернувшись к работе с Де Ниро и сделавшему им обоим имя жанру гангстерской драмы — «Славные парни» стали его краеугольным камнем, а «Казино» — вторым (после эталонного ремейка «Мыса страха») хитом режиссера в мировом прокате. Расслабившись, Скорсезе получал удовольствие от мелочей вроде документального телесериала об истории Голливуда и роли Ван Гога (!) у своего учителя Акиро Куросавы — а вот с Де Ниро больше, как ни странно, не сотрудничал.
7. Между тем, последовавшие за «Казино» благородные провалы «Кундуна» и «Воскрешая мертвецов» убедили в том, что великому режиссеру Скорсезе необходима муза в лице нацеленного на величие актера , и, к счастью, ее поиски не были долгими. Дебютировав у Марти в «Бандах Нью-Йорка», в паре с самим Дэниелом Лей-Льюисом, Леонардо Ди Каприо не подвел режиссера еще ни разу, а прошлогодний «Волк с Уолл-стрит» повсеместно признан их первым совместным выступлением на уровне тандема Скорсезе-Де Ниро.
8. Не все знают, что вскоре после режиссерского дебюта Скорсезе подрабатывал монтажом документального «Вудстока» , а роль Понтия Пилата в «Последнем искушении Христа», прежде чем достаться Дэвиду Боуи, предлагалась Стингу. Любовь режиссера к музыке известна, однако же, не всем: в его фильмах играли Крис Кристофферсон, Игги Поп, Дебби Харри, Гвен Стефани и музыканты The Clash, а в его фильмографии имеются клип «Bad» Майкла Джексона и пять документальных лент о музыке и музыкантах.
9. Дебютировав на ТВ еще в 1980-х, Скорсезе оказался одним из первых голливудских классиков, подавшихся на телевидение в разгар его теперешней «золотой эры». Успешно выступив в амплуа одного из продюсеров «Подпольной империи» (и получив «Эмми» за режиссуру ее пилотного эпизода), Марти исполнит аналогичные обязанности еще раз, причем сопродюсером заказанного HBO шоу о музыкальном бизнесе 1970-х является Мик Джаггер из The Rolling Stones, чьи песни звучат в фильмах Скорсезе немногим реже непечатных слов.
10. Восемь из дюжины своих оскаровских номинаций Скорсезе заработал как постановщик, что делает его самым титулованным из ныне живущих режиссеров (больше — 12 — было только у Уильяма Уайлера). При этом с единственным «Оскаром» Марти — за режиссуру «Отступников» — Академия тянула так долго, что выглядела она практически как премия «за вклад». Зато снимающиеся у Скорсезе актеры свои «Оскары» получают уже сорок лет: первой была Эллен Берстин, очередным надеется стать играющий в «Молчании» Лиэм Нисон.
Степанов Сергей